Ты выпил
коньяк, ты идешь по земле. Приятная темная аллейка в самом центре Троещины.
Деревья и слезы. Вдруг мир твой качнулся. Ты поднял голову и оробел, а вдруг и
правда мир качнулся? Начинаешь искать точку опоры. Спрашиваешь свой мозг:
«Милочка, качнулся ли я? Или мир зашатался? Основа ушла из под ног?» Ты
останавливаешься и спрашиваешь небо – небо улыбается. Так улыбается только
небо, таящее в себе надежду… Почему мир шатается????????
Если найти
нужную точку опоры, мир может перевернуться в нужную тебе сторону. Чувствуешь в
себе силы, выпрямляемся, идешь… Я – Риэрдэн Стил. Неоновые буквы – СИЛА.
Начинаешь
всматриваться в лица прохожих. Кто они? Нет. Идут так же робко и невнятно,
ползут. Никто не спешит куда-то прийти, все лишь пытаются поскорей отсюда убежать.
Они улыбаются, но какой-то скверной улыбкой. Над головой сияет циферблат, нет,
там нет поздравления Франциска. Слушай, друг, я может всю жизнь ждала этого
поздравления, может быть именно сейчас час настал что бы поздравить?
Идешь дальше,
мозг обрабатывает информацию, форматирует, инсталлирует. Вы когда-нибудь гуляли
по вечернему парку? Вы слышали как стучит ваша цепь по асфальту? Вы слышали это
чувство надежды, когда видишь что мир шевелится? И как невнятно и больно бьет
разочарование по вискам, когда понимаешь, что это всего лишь колышутся тени
деревьев… Когда дует ветерок, ты замолкаешь. Ты думаешь, что умолкает все
вокруг, а листочки радостно, ничего не подозревая начинают шататься и
расшатывают твой мир. Это всего-навсего игрались в прятки тени от ветвей, и
листья падали и осень наступала. А мир остался прежний, он спит и даже не
пошевельнется. Почему? Кто такой Джон Галт?..
Мы читаем
три тома, и нас не покидает вопрос Кто такой Джон Галт. Она произносит его имя,
а у нас мурашки идут по коже, она шепчет-
а мы улыбаемся… Мы чувствуем его присутствие и силу, его вечный
двигатель и желание стать рядом с ним, стать гордо и прямо, стать рядом с ним
расправив плечи.
И после
19 лет таких вечеров, пережив 19 таких осеней, могли бы вы не понять вопроса
Кто такой Джон Галт? Ужас, страх,
безумие эти слова вызывают лишь у того, кто боится настоящей силы. Потому что
есть Люди и есть люди, есть Титаны, которые могут найти в себе силы подорвать
основы озябшего мира. А есть серость загнанная в угол собственной немощи,
собственного страха и тупости. Думаю именно эту толпу имел в виду Хосе Ортега и
Гассет когда писал свое «Повстание масс», и, думаю, Ницше видел этих же людей,
которые чувствуют рядом с Тобой себя мелочными и низкими, «их приниженность
тлеет и раскаливается в невидимую месть против тебя».
Уже Калигула увидел грязь и болото, ту
неведомую неистовость с которыми масса начинает затравливать сильного,
приковывает его к стене и ставит на службу обществу, каждый отхватывает по
кусочку, каждый норовит плюнуть в лицо, ударить, увенчать терновым венком,
распять. И самое страшное то, что никто не понимает зачем; этими людьми движет
уже не сила жажды жизни, которую описывал Джек Лондон, а страх смерти, страх
чего-то неведомого… Они живут черпая силы не в любви к жизни, а в ненависти к
ней. Эти люди не знают что такое настоящее желание, настоящая жажда другого,
потому что лишены чувств, ими движет инстинкт.
Риэрден,
Франциско, Дегни,…. Это люди наделенные самой необыкновенной возможностью,
которая и делает их жизнь осмысленной – радоваться ей. Это люди которые
способны на осмысленный акт творения, фактически, это люди способные
уподобиться Богу. Наверное, именно поэтому сравнение с Атлантом приобретает
столь ясный и удачный оттенок.
Гюго
говорил, что Природа, церковь и социум –это три силы с которыми человек
находится в вечном поединке. Айн Рэнд, пережившая становление СССР описывает
один из важнейших поединков человека – поединок человека и толпы, массы¸
коллектива. Она фактически повторяет мир
Калигулы у Камю, только она делает ставки на других героев. Если Калигуле не
удалось потушить солнце и он умер оставив мир подыхать своей смертью, то Айн
Рэнд нарисовала мир, в котором выжили не паразитирующие, а их хозяева… Они
сбросил с своих плеч несчетное количество паразитов- они расправили плечи и
создали свой, новый мир.
Абсурд
бесплоден. Именно поэтому на этот раз хаос проиграл, выиграл Человек. Книга
закончилась, а мир остался. Ты закрываешь книгу и с нежностью смотришь на
циферблат. Когда-нибудь там будет поздравление.
А с чем
мы боремся? И как? Но ведь дело даже не в этом! Почему они выигрывают? Я думаю
что это как раз и есть то, что именуют
БОРЬБА С СОБОЙ! Ведь жертва остается жертвой только до тех пор, пока она
терпит. Человечество терпело на протяжении всей своей истории. И пожалуй опять
здесь стоит упомянуть Гассета. Он писал что на протяжении всей истории
человечества существовал паразитизм, но только последние столятия показали
настоящий бум на бездарность. Отныне не стыдно казаться простым и ничегонезначащим,
ничегонерешающим и беспомощным. Идет повстание масс. И пожалуй, пусть даже это
звучит как защита фашизма, вторая мировая война стала для человечества способом
самоочиститься, вспомнить о гордости.
Личность теряет свое значение, масмедиа и бестселлеры
получают самые высокие премии, нас учат что мысль это ничто, нас учат люди
лишенные нравственности, люди не вооруженне ничем кроме бессмысленных фраз, которые
прячутся за ними… и, казалось, к их
словам нельзя придраться, потому что слова их слишком туманны и расплывчаты, пусты
и бездарны, лишены смысла, абсурдны.
Кто такой
Джон Галт? Это именно тот, кто нашел возможность бороться с серостью. Он принял
новый кодекс чести и новый закон, разрешающий мыслить и не терпеть чувство вины за свои творения.
Кто такой
Джон Галт? Это тот, кто позволил погибнуть серости. Оказывается с ними нельзя
бороться, видимо что-то похожее испытал герой Лема побывав на Соляриусе… ведь
толпа-это масса которая тебя обступает и пытается утопить, но когда ты наносишь
ей удар она рассыпается. Расступается и утекает. Ее нельзя победить, но ее
можно перестать питать собственной силой. Что и сделали титаны. Титаны ушли – мир погиб. Атлант расправил плечи – серость сорвалась в пропасть.
В
советском союзе
нельзя было говорить прямо, поэтому МЫ научились говорить метафорами. Родилось
понятие диссидентства и родился русский рок. Так вот ДДТ когда-то пело ПРО ТО,
ЧТО МЫ ВСЕ дети рожденные в СССР. И правда даже на тех, кто просто в нем родился,
лежит неизгладимая печать скорби и уравниловки.
Вы бы видели эти полувымершие, замороженные,
пустые города!
Мне
кажется именно такое общество рисует Эйн Рэнд, и именно этим сочинение она
заявляет во весь голос МЫ НЕ ВЕРИМ В
ПРИМАТ КОЛЛЕКТИВНОГО НАД ЛИЧНОСТНЫМ.
Когда
погиб Калигула, Рэнд приводит нам Галта. Того, кто не согласился с правилами
игры и больше не дал бы возможность серости выиграть. Тот, кто разрешил себе
быть грозным и могущественным богом, быть, может, сверхчеловеком.
Таггарт
проиграл миру, потому что играл по правила мира, он играл с системой, с компьютером,
который бесперестанно прятал карты у себя в рукаве. Он играл по правилам чести
с теми, кто не знает что это такое.
Потому
что серость не знает правил, туман проникает везде, оглушает, ослепляет и
убивает. Галт нашел свой путь и он не стал пытаться вытягивать из болота людей
без их на то воли. Джон Галт не позволил себя распять, а потому выиграл.
Сегодня мне кажется, что Джон Галт - это больше не
человек, а сила, дремлющая в человеке. Это Сила внутри Дегни, Риердена, Франциско,….,
это сила которая заставляет шевелиться листочек, которая расшатывает наш мир,
сила, которая может заставить тебя перевернуть весь мир и попробовать, пусть
даже ценой жизни, служить справедливости. Эта сила, которую не смог раскрыть
Едди Виллерс, эта сила, которая во всеуслышание заявляет МЫ МОЖЕМ БОРОТЬСЯ! Это
сила с помощью которой Они удержат мир и не отдадут его членам Совета.
Когда-нибудь
мы снова отчетливо услышим перешептывание листьев… и поймем – наш мир качнулся.
И тогда уже все будет по-настоящему.
|